Заместитель по ВМР

Главная >>> Сведения об образовательной организации>>> Основные сведения >>> Стуктура и органы управления  образовательной организацией >>>Документы>>>  Образование >>>Образовательная прграмма >>>Дополнительное образование>>> Образовательные стандарты >>>Руководство. Педагогический состав.>>>

Структура управления

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.

Методическая работа– в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом.

 Основными критериями эффективности методической работы, кроме результативных показателей (уровня педагогического мастерства, активности воспитателей и др.), являются характеристики самого методического процесса:

СИСТЕМНОСТЬ – соответствие целей и задач содержанию и формам методической работы.

Цель:

– повышение педагогического мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом;

– формирование индивидуальных методических систем отдельных воспитателей;

– освоение новых педагогических технологий и др.

Задачи– это подцели, способствующие реализации целей:

а) выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;

б) выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;

в) развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;

г) развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.

Содержание методической работы в дошкольном учреждении определяется поставленными целями и задачами с учетом результатов воспитательно-образовательного процесса нашего детского сада, уровня педагогического мастерства и квалификации воспитателей, зрелости и сплоченности нашего педагогического коллектива.

В содержание методической работы включаются следующие направления: 

  • воспитательное, 
  • дидактическое,
  • психологическое, 
  • физиологическое, 
  • техническое, 
  • самообразовательное, 
  • частно-методическое и др.

Так, воспитательное направление предусматривает повышение квалификации воспитателей по вопросам теории и методики воспитания дошкольников в условиях личностного подхода и гуманизации воспитательного процесса.

Дидактическое направление методической работы включает обновление знаний воспитателей по наиболее актуальным проблемам повышения эффективности обучения детей в детском саду.

Психологическое направление обеспечивает повышение квалификации воспитателей в области общей, возрастной и педагогической психологии.

Физиологическое направление предусматривает занятия по общей и возрастной физиологии и гигиене.

Сложность и многообразие целей и задач методической работы в  дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности нашего детского сада требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.

В последние годы ведутся активные поиски новых, нетрадиционных форм методической работы. Однако следует отметить, что никакие формы работы сами по себе, безотносительно к содержанию повышения квалификации педагога, не могут гарантировать творческого подхода. Нет и не может быть деления форм на новые и старые, современные и несовременные, так как каждая из них отвечает определенному содержанию. Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационную, ориентирующую и развивающую.

На основании опытной работы нами были выделены специальные ситуации методического развития воспитателей.

С отчётом о проведённых методических мероприятиях можете познакомиться здесь>>>>>

Ситуации методической работы

Виды ситуации Их методические функции
1. «Выражение собственного мнения» Осмысление передового опыта и выработка педагогической позиции
2. «Профессиональный диалог» Усвоение различных вариантов опыта
3. «Выбор приоритетов» Изменение ценностных ориентаций и целевых установок в профессиональной деятельности
4. «Отказ от стереотипов» Критическая переоценка собственного опыта

Методические формы повышения квалификации воспитателей в детском саду

Индивидуальные Групповые Фронтальные
– Индивидуальное шефство

 

– Наставничество

 

– Консультации заведующего, старшего воспитателя, педагога-психолога

 

– Самообразова-ние(самовоспитание)

 

– Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя

– Проблемные консультации

– Творческие микрогруппы

– Тематические семинары

– Психологический тренинг

– Школа педагогического мастерства

– Организационно-деятельностные, ролевые игры

– Коллоквиумы

– Психолого-педагогический практикум

– Школа молодого воспитателя

– АКС (анализ конкретных ситуаций)

– Взаимопосещение занятий

– Методические посиделки

– Творческие мастерские

– Педсовет

– Методсовет

– Психолого-педагогические семинары

– Аукционы знаний, методических находок, идей

– Педагогические и методические ринги

– «Круглый стол»

– «Час защиты позиций»

– Теоретические, методические и практические конференции

– КМН (конкурс методических находок)

– Фестиваль методических идей

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ– второй критерий эффективности методической работы –  предполагает больший удельный вес в системе методической работы индивидуальных и групповых занятий с воспитателями, исходя из уровня их профессионализма, готовности к саморазвитию и др. показателей.

Выделяют три уровня педагогического мастерства:

  • низкий (интуитивный);
  • средний (поисковый);
  • высокий (мастерский).

В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении воспитателей, даже среди тех, кто проработал много лет.

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя старшим воспитателем  разработываются индивидуальные варианты методической работы.

Методическая работа с воспитателями низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня – формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.

Методическая работа с воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.

ЭТАПНОСТЬ– показатели эффективности методической работы.

Процесс методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:

1-й этап– теоретический – осознание идеи, осмысление передовых систем;

2-й этап– методический – показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;

3-й этап– практический – самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;

4-й этап– аналитический – выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения

Дата создания страницы: 03.03.2016
Дата модификации страницы: 01.06.2019