Содержание образования детей с ОВЗ и инвалидностью

Организация образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида № 9 «Золотой ключик» осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ»,  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования» и определяется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основной общеобразовательной программе дошкольного образования и Положением о группе компенсирующей направленности.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ)– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания, согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, определены:

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – АОП ДО) – образовательная программа, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. АОП ДО определяет содержание и организацию образовательной и коррекционной деятельности с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи  (общим недоразвитием речи) ІІІ уровня речевого развития, принятых в группу компенсирующей направленности на два года, обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Условия для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые детский сад обеспечивает в соответствии с частью 3 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:

  • применяет специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания;
  • использует специальные  учебные пособия и дидактические материалы, специальные технические средства обучения;
  • предоставляет услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проводит групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
  • обеспечивает беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.

В учреждении  осуществление инклюзивного образования реализуются через  совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ и инвалидностью, осуществляется с учётом особенностей психофизического  развития и возможностей воспитанников.

Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.

Организация образовательного процесса в группах компенсирующей направленности предполагает соблюдение следующих позиций:

1) регламент проведения и содержание занятий с ребенком с ОВЗ специалистами детского сада (учителем-логопедом, педагогом-психологом), воспитателями;

2)  регламент и содержание работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПк) детского сада.

В учреждении функционирует психолого-медико – педагогический консилиум.

Психолого-медико-педагогический консилиум осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом детского сада и положением, утвержденным руководителем образовательного учреждения. 

Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) — это организационная форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в образовательной организации, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп детей.

Целью  ПМПк  является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Задачи ПМПк:

  • выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии детей;
  • выявление актуальных и резервных возможностей ребенка;
  • подготовка необходимых документов для детей, нуждающихся в специальном коррекционном учреждении;
  • выявление детей, нуждающихся в дополнительной помощи со стороны психолога и других специалистов;
  • анализ развития и обучения тех детей, которые, несмотря на запрос к консилиуму со стороны педагогов или родителей, не нуждаются в дополнительной специализированной помощи,
  • формирование рекомендаций для родителей, педагогов по организации помощи детям методами и способами для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения.

 

          Дети – инвалиды получают образование в общеобразовательных группах в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребёнка-инвалида и АОП ДО.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка-инвалида, в том числе об определении формы и степени его инклюзии (интеграции) в образовательную среду, решается Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей.

Как получить заключение Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

Организация инклюзивного образования в детском саду является одним из приоритетных направлений в работе учреждения. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении, воспитании и развитии   детей  дошкольного возраста с ОВЗ.

Большую роль в работе с детьми с  ОВЗ играют индивидуальная работа, направленная  на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями, коррекцию отклонений в развитии детей. Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. 

Все вопросы по организации инклюзивного образования в учреждении рассматриваются ПМПК детского сада.

Реализация инклюзивного образования в детском саду помогает добиться следующих результатов:

  1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ и создание благоприятных условий для развития детей, учитывая совокупность особенностей каждого ребёнка и уважение к личности ребёнка.

В    детском саду  имеются  квалифицированные и профессиональные кадры,  являющиеся  важным условием осуществления инклюзивного образования, которые  привлекаются  в группы   детского сада,  включающие детей с особыми образовательными потребностями.  18 (60%) педагогов и 100% административных работников обучены комплексному сопровождению детей с ОВЗ  дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Все педагоги учреждения выполняют свои функции при реализации инклюзивного образования:

Заведующий- осуществляет общее руководство детским садом в сфере  инклюзивного образования, подбирает кадровое обеспечение, разрабатывает необходимые документы, контролирует ход работы, анализирует результаты.

Заместитель заведующего по ВМР и старший воспитатель – формируют цели и задачи работы, организуют ход работы, продумывают материально-техническое и информационно-методическое сопровождение, анализируют результаты деятельности, участвуют в корректировке.

Педагоги детского сада (воспитатели и специалисты) – реализуют цели и задачи деятельности, разрабатывают необходимые  программы, организуют работу с детьми и пр.

Воспитатели

Формируют систему  представления об окружающем мире, развивают разные виды детской деятельности в зависимости от психо-физических особенностей воспитанников с ОВЗ и пр.

Учитель-логопед

Способствует речевому развитию, проводит работу по коррекции недостатков речевого развития и пр.

Педагог-психолог

Осуществляет психолого-педагогическую поддержку семьи,  способствует созданию благоприятных условий для развития личности ребенка, коррекции эмоционально-волевой сферы воспитанников.

Музыкальный руководитель

Прививает музыкальную культуру воспитанникам, развивает музыкальные способности, эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

Инструктор по физической культуре

Работает над  сохранением и укреплением здоровья всех детей и их физического развития,  организует спортивные праздники, досуги и развлечения.

На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы специалистов во время, отведенное для родителей.

Дата создания страницы: 19.03.2018
Дата модификации страницы: 09.10.2019